7. Существительное. Словообразование
Warming up
Complete list of recommended literature
Составьте список рекомендуемой литературы. Используйте графические изображения
English American
Отглагольное существительное
Отглагольное существительное = Инфинитив глагола без частицы to + ing
To read – reading – чтение
To read – reading – чтение
To smoke – smoking – курение
Признаки отглагольного существительного:
1) Артикль: The smoking is harmful – Курение вредоносно
2) Окончание множественного числа: I know of his doings – Я знаю о его действиях
3) Определение (есть предлог of после слова): The reading of the book is useful. – Чтение книг полезно
4) Предлога перед словом нет
5) Переводится существительным
Task 1. Определите герундий и отглагольное существительное и переведите предложения на русский язык.
1. The heating of water was rapid
2. In describing Moscow we must begin with Red Square
3. The beginnings of the lesson will be at 10 o’clock.
4. She knew of his being a student [6, p. 179-180]
Перейдем к последней и самой сложной теме в изучении имен существительных
Словообразование
Существует три типа образования существительных в английском языке:
1) С помощью суффиксов. Итак, основные суффиксы существительных:
Таблица 1
Суффикс | К какой части речи добавляется | Основное значение образованных слов | Примеры | Перевод |
-ant/-ent | К глаголам | Принадлежность к профессии | Assistant, student | Ассистент, студент |
-er/-or | К глаголам | Действующее лицо или механизм, производящий действие, профессия | Reader, visitor | Читатель, посетитель |
- dom | К сущ-ным и прил-ным | Состояние, качество | Freedom | Свобода |
- er | К сущ-ным | Существительное, обозначающее жителя | Londoner | Лондонец |
- hood | К сущ-ным | Состояние | Childhood, neverhood | Детство, небывальщина |
- ian | К сущ-ным | Профессия | Technician, physician | Техник, врач |
- ics | К сущ-ным | Название науки | Physics | Физика |
- ing | К глаголам (Посмотрите выше, здесь имеется в виду отглагольное существительное) | Процесс, действие, состояние | Writing, creating | Написание, создание (чего-либо) |
- ion (-tion, -ation) | К глаголам | Процесс, название, действие, состояние | Revolution, solution, aviation | Революция, раствор, авиация |
- ism | К сущ-ным и прил-ным | Учение, теория, направление, качество | Marxism, heroism | Марксизм, героизм |
- ist | К сущ-ным | Последователь учения | Therapist, communist, Darwinist | Терапевт, коммунист, дарвинист |
- ty | К прил-ным | Качество, состояние | Legality | Легальность |
- ment | К глаголам | Результат действия | Equipment, settlement | Оборудование, поселение |
- ness | К прил-ным | Качество или состояние | Softness, darkness | Мягкость, темнота |
- ship | К сущ-ным | Состояние | Friendship | Дружба |
- ure | К сущ-ным | Состояние, предмет | Culture, structure | Культура, структура |
- ence | К глаголам | Состояние | Dependence | Зависимость |
- ance | К глаголам | Состояние | Importance | Важность |
- age | К глаголам | Процесс, действие, состояние | Marriage | Свадьба |
Task 1. Образуйте при помощи суффиксов –er/-or существительные от данных глаголов и переведите. Только ничего не выдумывайте))) Следует прибегнуть к помощи словаря.
To act, To build, To buy, To compute, To design, To direct, To dream, To drive, To interpret, To invent, To lead, To manage, To paint, To read, To research, To speak, To strike, To talk, To translate, To visit, To write.
Task 2. Выделите суффиксы и переведите следующие слова. Объясните основное значение суффиксов в данных словах (Табл. 1)
Musician
Specialist
Technician
Mathematician
Politician
Translator
Reaction [6, p. 56-59]
Task 3. Образуйте с помощью следующих суффиксов. Обращайте внимание на части речи.
- ment | - ant | - ness | - ist |
Appoint, move, enjoy, mad, science, advertise, happy, judge, capital, entertain, material, govern, assist, develop, improve.
Task 4. Напишите существительные, описывающие людей, которые выполняют ту или иную работу или приезжают из определенных мест. Используйте суффиксы:
Give the nouns which describes people who do things or who come prom places. Use these noun suffixes:
-ant, -er, -ian, -ist, -or.
Model: A person who takes professional photographs – photographer
1. A person who smokes a lot – …
2. I can’t play the piano. I am not a …
3. A person who acts in a theatre - …
4. Manuel assists me. He is my …
5. A person who donates his blood to sick people - …
6. Anna is studying history. She is a fine …[3, p. 183]
2) Основные префиксы существительных
Префикс ставится в начале слова и изменяет, тем самым, его значение
Префикс | К какой части речи добавляется | Основное значение | Примеры | Перевод |
Counter- | К сущ-ным |
Контр- Противо- |
Countershaft | Контрпривод |
Ex- | К сущ-ным | Бывший | Ex-champion Ex-husband | Бывший чемпион, бывший муж |
Inter- | К глаголам, прил-ным | Между- Взаимо- | Interaction | Взаимодействие |
Non- | К сущ-ным, к прил-ным | Не- | Noninterference | Невмешательство |
Post- | К глаголам, сущ-ным, прил-ным | После- | Postacceleration | Послеускорение |
Super- | К глаголам, сущ-ным, прил-ним | Пере-Сверх- | Supermarket, Superheat | Супермаркет, перегрев |
Ultra- | К сущ-ным и прил-ным | Превосходящее обычное, ультра | Ultrasonic | Ультразвук |
Mis- | К глаголам, к сущ-ным | Отрицание, упущение | Misunderstanding | Непонимание |
Dis- | К сущ-ным | Отрицание | Disarmament | Разоружение |
Re- | К сущ-ным | Пере- (переделывание чего-либо) | Reconstruction, reduction | Реконструкция, редукция |
Task 5 Сформируйте существительные с помощью следующих префиксов
Form nouns from the given words with the help of the prefixes:
Un- in- mis- dis- inter- pre- re-
Model: understanding – misunderstanding
1. Employment – …
2. Connection – …
3. Honesty - …
4. Interpretation - …
5. Difference - …
6. Fortune - …
7. Dependence - …
8. Importance - …
9. Security - …
10. Election - …
11. Construction - …[3, p. 183]
3) Словосложение
– соединение двух слов в одно. Новообразованное слово может писаться слитно или через дефис – COMPOUND NOUNS
English + man = Englishman
Gas + mask = Gas-mask (противогаз)
Bath + room = Bathroom
Bed + room = Bedroom
Ice + cream (сливки) = Ice-cream [6, p.82]
Task 6 Скомпонуйте и переведите следующие существительные:
Form compound nouns from two stems and translate them:
Model: sun, glasses = sunglasses
1. A road, workers - …
2. Tea, a pot - …
3. A bed, a room - …
4. A post, a man - …
5. A week. An end - …
6. News, paper - …
7. A class, a room - …
8. A foot, a man - …
9. A side, a board - …
10. A chair, a man - …
11. Trade, union - … [3, p. 183]